суббота, 3 марта 2007 г.

О Митропольском



Улучшать жизнь в городе – одна из жизненных целей руководителя архангельского областного отделения «Народной партии» и представителя среднего бизнеса Валерия Геннадьевича Митропольского. Подробности – в интервью с ним.

Родился в семье лесозаготовителей на станции Вездино Усть-Выемского района Коми АССР.
– Валерий Геннадьевич, ваша официальная биография начинается с того, что детство вы провели в лесном поселке. Но, думается мне, семейные корни у вас отнюдь не северные.
– Мои предки немцы, приехали в Россию при Екатерине II и обосновались в Донбассе. После революции семья не эмигрировала. А во время войны маму девочкой фашисты угнали в Германию. После Победы она решила вернуться, но вместо Днепропетровска, как сами понимаете, не по своей воле оказалась в глухой тайге… По линии отца (он участвовал в партизанском подпольном движении) тоже все сложно, деда немцы расстреляли, семью выслали. Я и брат родились в Коми. До 1963 года нам было запрещено вообще выезжать куда-либо. После реабилитации бабушку даже наградили орденом Трудового Красного Знамени. И у меня тоже есть свидетельство о реабилитации.
После восьмилетки учился в Ухтинском лесотехническом техникуме. Получив диплом, начал трудовую деятельность в должности слесаря нижнего склада. Затем – служба в рядах Советской Армии.
– Служил я на Алтае в ракетных войсках стратегического назначения. Неплохо все складывалось – дважды получал отпуск. И даже в Академию им. Дзержинского пригласили на обучение, но «икнулось» прошлое семьи, и моя биография «не подошла». Дома меня ждала молодая жена.
– Вы так рано, до армии, женились?
– И не жалею! Нина приехала в наш поселок по распределению после окончания Воркутинского медучилища. Мы сами выстраивали жизнь, поэтому всерьез задумались, куда поехать, чтобы получить высшее образование по избранным уже специальностям. Таких городов на Северо-западе оказалось два – Ленинград и Архангельск. Выбрали второй, так как не сомневались, что поступить здесь будет проще, а обустроиться легче, и не ошиблись.
Демобилизовавшись в звании старшины в 1975 году, поступает в АЛТИ. В студенческие годы проявил себя как талантливый организатор и неравнодушный к проблемам комсомолец.
– Мы жили в общежитии, комната 9 метров. Оба работали (я электриком, Нина медсестрой), и по две смены даже. Так что одновременно с образовательным, шел непрерывный производственный процесс. Летом я уезжал в стройотряд, чтобы материально поддерживать семью (у нас уже родилась дочь). Впрочем, в стройотрядовской романтике преобладали не корыстные мотивы.
Возглавлял комсомольскую организацию лесомеханического факультета, был командиром первого студенческого отряда безвозмездного труда «Коммунар».
– У нас был строгий конкурс по отбору бойцов в «Коммунар». В мезенской деревне Бычье мы строили коровник и игровую площадку для детского садика, перекрывали крышу и ремонтировали дом для учителей. Все заработанные деньги перечисляли в школу этой деревеньки. Кроме строительства, еще и агитбригада была. С теплотой вспоминаю, как все село вышло провожать нас.
– Так вот откуда принципы, и почти коммунистическое отношение к объекту собственности: вокруг ЦУМа обустроены и стоянки для автомобилистов, и лавочки для бабулек, и игровой комплекс для детей.
– …В советской идеологии было много хорошего.
– Значит, ваш организаторский талант открылся еще в институте?
– На лесомеханическом факультете обучалось более 800 студентов, комитету комсомола были даны полномочия райкома. Я работал на освобожденной основе.
После вуза прошел путь от инструктора райкома комсомола до заместителя председателя Архангельского горисполкома.
– После института меня распределили в Мурманск, но там нашу молодую семью не смогли обеспечить жильем и детсадом, пришлось вернуться в Архангельск. Прошел не менее десяти ступенек по карьерной лестнице (1980-90 гг.). В исполкоме я отвечал за социалку, куда входили и бытовка, и культура, и здравоохранение. Самым больным звеном считалась торговля – годы тотального дефицита и талонов. Ездил в Министерство выбивать дополнительные фонды. А ушел с госслужбы, когда не подписал разрешение на торговлю в розлив спиртным на бойком месте (и взятку не взял), и тем самым кое-кого сильно обидел.
Валерий Геннадьевич стал инициатором строительства МЖК (молодежного жилого комплекса) «Соломбала» в Архангельске.
– Мы действовали сплоченно, поэтому смогли – построили несколько домов, ФОК, Храм детского творчества.
В последнее десятилетие успешно занимается предпринимательской деятельностью в различных сферах.
– Первый опыт в бизнесе оказался успешным: я и мои партнеры – Дмитрий Данилов и Игорь Гуров – управляли кинокомплексами, сетью ресторанов и казино, имели автопредприятие, экспортировали лес.
– И в один момент вам стал мал Архангельск?
– Да нет, нас все устраивало, ни о какой экспансии на Северодвинск и не думали, как к нам пришел северодвинец с пакетом акций ЦУМа (43 процента) от москвичей и предложил купить этот пакет. Универмаг в ту пору (1999 г.) терпел убытки даже от своей собственной торговли. Мы захотели стать не просто сторонними наблюдателями (у нас – долевая собственность), а сами взяли в аренду площади, чтобы изнутри присмотреться и разобраться, в чем же дело, где «слабое звено»? Наладили эффективное управление, и 2000 год дал старт новому развитию универмага, социальным программам. Об изменениях не буду рассказывать – они теперь заметны каждому. И перспективы появились неплохие. Партнеры разделяют мои взгляды на ведение дел, у нас демократический централизм. Мы отказались от части бизнеса в Архангельске и Новодвинске и теперь полностью сосредоточены на Северодвинске, направили сюда всю свою энергию и знания. Ездим из Архангельска все вместе, обсуждаем текущие дела, время в пути даром не проходит.
– Ну, просто, вожделенное РАВЕНСТВО даже в мелочах! Часто вижу вас на раздаче в общей очереди в кафе ЦУМа.
– А как иначе?
– Ну, отдельный банкетный зал. Насколько я знаю, так принято во многих организациях, где не демонстрируют демократический централизм…
– Мы ничего не демонстрируем. Это же нормально, когда питаешься не в закрытой кухне.
– Когда вы осознали и поняли умом, что стали не просто успешным человеком, а с достатком гораздо выше среднего?
– Когда купил дорогую машину, это изящная, красивая «Тойота» (Land Cruser Prada). А начинал я с «Москвича-41», сам гнал его из Питера. Кстати, сейчас я стал допускать вольности в одежде – свитер надел, джинсы, а раньше всегда ходил строго в костюме при галстуке. Бывших аппаратчиков встречаю, а они говорят: «Ты помолодел даже!»
– Вы совершенно не вписываетесь в рамки устоявшегося стереотипа «новые русские». Зачем вам, богатому человеку, какие-то социальные проекты? Может, от того, что ВСЕ мы – СОВЕТСКИЕ? Идем от империи к национальному государству. Великая была империя: фашизм сокрушила, в космос вырвалась первой. Память затрудняет уход от имперского сознания, и вы берете на себя не свойственные пока еще отечественному бизнесу обязанности?
– От заложенной в жилы идеологии не избавиться, не искоренить, а я и не собираюсь расставаться со своим прошлым. Мы с партнерами по бизнесу из той самой эпохи, хотя в этой уже обрели благополучие и достаток. И теперь можем помогать другим – приоритеты четко определены – тем, кто остро нуждается в поддержке и кому все другие в помощи уже отказали, это наш Крест. И мы все время сомневаемся, а может быть, мы мало делаем?!
– По-моему, столько благотворительных и социальных программ в Северодвинске не развернул пока ни один представитель среднего бизнеса. У вас почти по Евтушенко:
«Я не играю в либерала,
Когда хочу, чтобы сперва
Жизнь у людей не отбирала
Их небольшие, но права».
Значит, и партийным строительством вы занялись по убеждениям?
Содействует развитию демократической многопартийной системы в своем регионе.
– И это мои искренние убеждения! В марте 2002 года в Архангельске состоялась учредительная конференция «Народной партии», сейчас у нас 13 отделений и 790 членов. Партия вышла из фракции Госдумы «Народный депутат», ею руководил Г. Райков. Сегодня лидер – Г. Гудков, а первоочередная задача – сплотить социал-демократов вокруг ядра. Это партия не чиновников и не олигархов, у нас много представителей малого и среднего бизнеса. Мы являемся проводниками интересов среднего класса, то есть народа.
– С непоколебимым идеализмом вы ждете изменений в стране?
– При всем уважении, наш президент (не будем создавать идолов) не всегда делает то, что говорит: вокруг все та же бюрократия, обещали народу улучшения, а их не чувствуется. В магазинах, посмотрите, ширпотреб весь импортный, значит, не созданы условия для своих производителей! Нужно наводить порядок, исправлять ситуацию в законотворчестве и устанавливать барьеры в принятии легковесных решений, – эти слова не пустая банальность, это долгая кропотливая работа. Партия будет участвовать в выборах 2007 года, чтобы не ждать изменений, а пытаться влиять.
– Валерий Геннадьевич, у вас есть любимый афоризм?
– «Выше прибыли только честь!», кажется, американского ученого-политика Б. Франклина.
– Он еще в 18 веке сформулировал «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», а актуально и нынче.
– Именно! Делай и соблюдай правило (оно у меня железное) – так, чтобы никого не подставить и не подвести.
Интервью взяла Ольга Голубцова

Детали / Блиц
– Ваши достоинства?
– Я – человек без подлостей. Справедливый.
– Недостатки (если есть)?
– Бываю, если «понесет», хвастуном, но я борюсь с этим.
– А сейчас вы можете чем-то похвастаться? Предмет вашей гордости?
– Горжусь МЖК, стройотрядом «Коммунар», всем, что мы делаем в Северодвинске. И дочерьми. Светлана окончила юрфак ПГУ. Она живет в Анталье – поехала туда отдыхать и… вышла замуж, подарила нам с Ниной Егоровной уже двух внуков. Катя после окончания РГПУ им. Герцена учится в Петербурге дальше менеджменту и маркетингу, недавно жених приезжал просить руки и получил наше родительское благословление.
– Занимаетесь ли спортом?
– Скорее – физкультурой, дома стоит теннисный стол, бильярд, тренажеры. Делаю зарядку и хожу на лыжах по трассе в Малых Корелах.
– Любимая книга?
С детства – «Граф Монтекристо». Перечитываю Гюго, Вальтера Скотта. Люблю детективы.
– Любимый поэт?
– Эдуард Асадов и Владимир Высоцкий.
– Любимый художник?
– Я считаю, что не понимаю живопись, потому что не «застываю» перед полотнами.
– Любимый фильм?
– А вот от кино «балдею»! Готов еще много раз смотреть «Москва слезам не верит» или добрый общежитский фильм «Молодые» («Рассудите нас, люди»).
– Любимый актер?
– И не один – Николай Рыбников, Алексей Баталов и Игорь Костолевский.
– Любимый напиток?
– Армянский коньяк 6-тилетней выдержки «Ани».
– Любимое блюдо?
– Голубцы, которые готовят мама или жена.
– Ваше хобби?
– Рыбалка. В новом сезоне собираюсь освоить морскую, уже снасти приобрел.


Источник:http://centerum.info/content/view/127/41/

Комментариев нет: